"Все ваши успехи и проблемы уже заложены в сознании"

В Казани открылся инженерный лицей при КНИТУ-КАИ. 52 школьника не только работают на современном оборудовании и создают собственные проекты, но и слушают лекции ректора вуза, которые могут оказаться полезными любому взрослому. Вот небольшой отрывок из "уроков лидерства" от Альберта Гильмутдинова.

...Эффективность - это когда вы делаете быстро, но качественно большой объем работы.

В ее основе лежит дисциплина, желание, умение работать сосредоточенно и закончено. Сосредоточенно - это когда вы сидите, например, на уроке и больше ни чем не занимаетесь: не рисуете, не смотрите в айпады - вы полностью в материале, который преподается. 

Какое уникальное свойство сосредоточенности? Это "состояние потока". Если человек предельно сосредоточено работает над тем материалом, который ему интересен, он переходит в "состояние потока" - особое состояние, когда время исчезает. Это состояние тренируется, оно ценное, в нем у человека наивысшая производительность.

За час работы в "состоянии потока" вы можете сделать больше, чем за неделю мучений в обычной жизни. 

Ощущение, что вы сделали работу полностью и до конца дает невероятную внутреннюю уверенность - это чрезвычайно ценно. 

Первый принцип личной эффективности - дисциплина. Второй - сосредоточенность. Третий - чередование работы и отдыха.

Даже в целебном "состоянии потока" человек не может находиться бесконечно долго, это час-два. Если вы сидели - надо походить. Если молчали - надо пообщаться. В этом случае происходит подзарядка внутренних батареек человека, и вы готовы к следующего циклу работы. 

Когда вы будете отдыхать, постарайтесь двигаться. Хорошо, когда человек 5 дней сидит, а потом два дня усиленно занимается, например, фитнесом.

Но гораздо лучше, если ваши движения разложены равномерно по всей неделе. Эффекта для здоровья и тонуса гораздо больше, если это не пиковые нагрузки. 

Для повышения личной эффективности важно использовать принцип многозадачности.

У вас много видов активности, которые вы делаете на автопилоте. Идете в школу/на работу, сидите в очереди - такие отрезки времени нужно заполнять активностью. Если изучаете иностранный язык - значит под рукой всегда должны быть маленькие листочки со словами или материалы в гаджете. Чистите зубы - приклейте стикер на зеркало со сложным словосочетанием.

В году 365 дней - значит, у вас в активном использовании 365 словосочетаний. Не нужно игнорировать пятиминутные интервалы.

При грамотном отношении можно сделать очень многое.

В течение дня бывают десятки таких пятиминуток, умножайте на семь дней в неделю, 30 дней в месяц, 365 дней в году - у вас получается гигантский ресурс. Нужно только захотеть. 

В моем возрасте было очень трудно найти информацию, я аспирантом ежемесячно ездил в Москву в Ленинскую библиотеку.

Сейчас проблема диаметрально противоположна: любой гаджет завалит информацией. Значит, нужно уметь систематизировать и группировать знания.

Другие навыки: уверенное владение интернетом, грамотное формулирование запросов, владение офисными программами.

Вы думаете, что умеете это делать. Это иллюзия. Вы используете максимум 10% возможностей. Не поленитесь изучить программы максимально глубоко. 

Есть еще два навыка эффективности. Скорочтение - когда вы можете читать по 300 страниц в час. Я сам ей не владею. ну, и крайняя, как говорят у нас в вузе, черта - слепая печать. За месяц-два вы можете научиться печатать со скоростью речи. У вас впереди еще много студенческой жизни, когда вы будете писать курсовые, рефераты, дипломы. А потом - вся жизнь впереди.

Представьте, сколько времени вы сэкономите. Нужно один раз сформировать эту компетенцию.

Суть управления временем заключаются на двух уровнях - глубинном и техническом.

Техническая часть относится к минимизации всяких "мусорных" активностей - не важных и не срочных дел. Бессмысленное зависание в сети, тупые сериалы - что это вам дает? Остальное нужно выстроить по матрице Эйзенхауэра: сначала идут важные срочные дела, потом важные (если их не делать, рано или поздно они станут еще и срочными).

Ключевое искусство лидера - делать важные дела вовремя. Приоритетность выстраиваться просто.

Ваши дела в перечне будут находиться выше, чем она ближе к вашей цели. 

Если говорить о глубинном аспекте, то здесь два момента. Осознание того, что время - самый ценный и необратимый ресурс. Эмилю 17 лет. Он уже не никогда не будет 16-летним - это время ушло. И второе - жить с ощущением, что вы можете быть организованным, сильным, волевым человеком.

Простой пример, на котором ломаются 9 из 10 людей. Люди изучают техники на бизнес-тренингах, держаться две-три недели держаться, а потом все скатывается на старый уровень. Если до этого человек пришел на тренинг с внутренним убеждением "Я плохо организованный человек", то проделав эту работу, он начинает жить с убеждением "Я действительно плохо организованный человек". Коварство заключается в том, что люди этого не осознают. Поэтому очень важно в глубине души считать себя организованным человеком. 

Все ваши успехи, проблемы уже заложены в сознании. Если у вас не будет порядка в вашем внутреннем мире, у вас никогда не будет порядка и во внешнем мире.